Angelus Veritas Rex (quangel) wrote,
Angelus Veritas Rex
quangel

ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО И МИСТЕРИИ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ

Оригинал взят у leto_volodya в ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО И МИСТЕРИИ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ
Оригинал взят у philologist в ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО И МИСТЕРИИ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ
В оригинале - "Тайная доктрина как магистральный сюжет притчи о деревянном мальчике". Статья доктора искусствоведения, доцента кафедры истории культуры Кельнского университета Трейсмора Гесса, опубликованная в 1997 году в журнале "Зеркало семиотики". Перевод с немецкого)

2
.
Введение

Каждый, кто читал работы Проппа, посвященные культурологическому разбору волшебных сказок, знает, что любая сказка развивается по мис­териальному сюжету. Главный герой - Ганс-простак - являет собой образ неофита, которому предстоит выполнить невыполнимое, пойти в "тридевя­тое царство" и найти там "то, не знаю что". Пространство сказки за пределами привычного мира, т.е. родной деревни, города, дома, "своего царства" - не что иное, как теневой мир, пространство смерти. В этом пространстве герою предстоит отвоевать у небытия символ вечной жизни (царскую дочь, Прекрасную Принцессу, живую воду, молодильные яблоки и т.д.) Герой спускается в царство теней, подобно Орфею, что идет за Эв­ридикой, преодолевает тысячи искусов, побеждает демонов (Злые волшеб­ники, чудовища, силы природы), исполняет свой обет - и таким образом побеждает смерть. В награду ему дается возлюбленная (царская дочь или дочь побежденного Чародея), но она - не что иное, как Знание о Смерти, даже Сама Смерть, которая перестала быть враждебной. Она стала сотруд­ницей, женой, и вечно стоит за левым плечом. Поскольку главное знание, вынесенное героем из своего путешествия - знание о том, что смерть не властна над духом. Душа бессмертна.

Этот сакральный сюжет лежит в основе эзотерических культов древ­ности, мистерий Таро, мистерий Одина и Вакха. Неофит уподобляется уми­рающему богу (Гору, Озирису, Бальдру, Вакху), переживает собственную смерть, будучи принесенным в жертву - и воскресает обновленным.

Подоб­ная мистерия, именуемая Мистерией Царства, согласно реконструкциям те­ософов, лежала прежде в основе раннехристианских культов, но позже была вытеснена вследствии тенденции экзотерического прочтения и массовой популяризации вероучения.Выйдя из употребления и перейдя в ранг эзотерики, мистерии древ­ности сохранились в недрах гностических орденов средневековья, среди тамплиеров и мальтийцев, и были впоследствии переняты у них розенкрей­церами. В ложах иллюминатов, "Золотой Зари" и рыцарей Шотландского ри­туала, из которых выкристаллизовались масоны, эти мистерии были сохра­нены за счет помещения их в известные литературные сюжеты. Как извест­но, к розенкрейцерам принадлежал Вильям Шекспир (известный среди пос­вященных и как Фрэнсис Бэкон. Одни имена его героев о многом говорят: Розенкранц (Розенкрейц) и Гильденстерн (Гольденштерн) - Розовый Крест и Золотая Звезда), Уильям Блейк, Амброз Бирс. А.С.Пушкин входил в одну из масонских лож и изложил тайное знание в своей сказочной поэме "Рус­лан и Людмила".

Путь посвященного. От Страны Дураков - к Небесному Театру.
Ярчайшим примером деятельности представителей эзотерических лож является сказка о деревянном мальчике Пиноккио, известная в России как "Приключения Буратино". Пиноккио - это кукла, марионетка, которая на­ходится в плену иллюзий "тварного мира". Но получив Золотой ключик - золотые ключи от рая, хранимые апостолом Петром и сияющие на официаль­ном гербе Ватикана - Пиноккио получает "пропуск на небеса", к обители высшего знания. Он становится человеком. В лице Пиноккио мы имеем ал­люзию на грешного "профана", "мертвую натуру", которая из голема ста­новится "человеком", то есть рождается в духе. Это пример язычника, принявшего Христа.

Еще более любопытно обстоят дела с Буратино. Он родился из полена на берегу Средиземного моря (где, кстати, располагается и Палестина), у него нет матери, но есть приемный отец, плотник Карло (Иосиф). Бура­тино - плод непорочного зачатия. Сравните с линией Христофора - при­емного сына, не имевшего матери - из романа признанного алхимика от литературы Гюстава Майринка "Белый доминиканец". Больше всего на свете оба героя (Христофор и Буратино) жаждут знания, и приемные отцы пре­доставляют им Скрижаль (Красную Книгу читает Христофору его предок, плотник Карло покупает Буратино Азбуку). С этой Азбукой Буратино отп­равляется в школу, но по пути отвлекается на соблазны материального мира (представление в театре), меняет Азбуку на билет и оказывается в балагане - мире-перевертыше, мире-иллюзии, наполненном куклами, а не людьми. Буратино заперт в искаженном мире мертвой материи и блуждает по нему, обуреваемый страстями и страхами. Он, низвергнутый в ад "плотного мира", начинает свое мистериальное восхождение.

Главный враг Буратино - дьявол-кукловод, Директор Театра (вспом­ним розенкрейцера Шекспира, сказавшего: "Весь мир - театр!"), Кара­бас-Барабас. Карабас являет собой один из семи смертных грехов - Жад­ность (Потребительство). Его "свита" - Дуремар (Уныние), Тарабарский король (Гордыня), Лиса Алиса (Ложь) и Кот Базилио (Зависть), бульдо­ги-полицейские (Гнев, агрессия). Сам Буратино обуреваем ленью и пос­пешностью в суждениях. Поэтому он мечется между слугами Карабаса, суть смертными грехами, принимая их за союзников. И в результате оказывает­ся в Стране Дураков.

Пресловутое "Поле Чудес" - не что иное, как дь­явольский аттракцион, где главной приманкой выступает все та же Жад­ность. Неофиту не хватает терпения, сосредоточенности и Веры, и он, подобно Христу, оставлен умирать привязанным к дереву (стоит вспомнить мистерии Одина и пригвожденного к ясеню Бальдра, бога-спасителя скан­динавского пантеона. А так же аркан алхимии - карту "Повешенный", пос­кольку, как и на ней, Буратино повешен за ногу вниз головой).

И тут является спасение - это Венера-Любовь, Мальвина, Анима это­го кукольного мира. Она врачует тело, но врачевать душу ей не дано - ведь Буратино все еще неофит, и собственная лень не дает ему поднять­ся. В действительности, истинного Знания Мальвина дать не может, ее функция - Воспитание чувств, она лишь София, а истинное Знание только в Боге. Гонцом Истинного Знания выступает Меркурий-Пьеро, Поэт. Еще раз вспомним традицию розенкрейцеров считать литературу посланием че­ловечеству, а поэта объединять с пророком (пример - у того же Пушкина).С этого момента Буратино перестает быть неофитом истановится Посвящен­ным.Его врагам - грехам материального мира - противостоят Белые Учи­теля: Черепаха Тортилла (Бенефактор, хранитель Ключа от врат), Сверчок (Страж Порога, образ алхимика и розенкрейцера) и Папа Карло (Отец Не­бесный, чья каморка и есть - дверь, к которому мечтает вернуться блуд­ный сын и которого он молит о помощи). Явление Папы Карло во время фи­нальной схватки - это явление "Бога из машины", чудо, признание Отцом Сына.

Буратино, преодолевший искусы, получивший Ключ от Рая, где он на­шел свою Книгу-Азбуку, хранимую розенкрейцером-Сверчком - не кто иной, как Мессия "кукольного мира", спаситель для всех, кто уверовал в него. Вместе с освободившимися куклами, по своей воле покинувшим театр Кара­баса и устремившимися за Буратино, он являет собой главу нового Орде­на, Истинного Братства. Дверь в стене закрывается перед лицом "призем­ленных", алчных преследователей. А за дверью находится Новый Мир - мир Господней любви и справедливости, где всем дается по заслугам. Здесь есть даже Новый Справедливый Театр, где всякая Игра - бесплатна. Вспомним, что Небеса, где правит Творец - Великий Архитектор - в соот­ветствии с воззрениями розенкрейцеров место Работы и Завершения Делания, а не лени и аморфного блаженства.

В идее Небесного Театра реализована каббалистическая модель "что вверху - то внизу". Небеса, как место, где все вещи даны в их опти­мальной, "идеальной" форме - одна из главных идей розенкрейцеров.
Притча о Буратино, несомненно, является отражением Тайной доктрины и успешно реализует в литературе мистерию Царства. При более под­робном анализе читатель-неофит сможет разбить путь восхождения Бурати­но "на небо" по арканам Таро либо по чакрам, а все его окружение упо­добить символам планет или тонких тел. Но этот духовный подвиг мы ос­тавим ему для самостоятельной работы.

http://www.treismorgess.ru/?p=230


Tags: Гностическая матрица, Культ Зодчего Вселенной, Постхристианская дхарма Запада
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment