Lux Templum Solis (quangel) wrote,
Lux Templum Solis
quangel

Нирведа

Оригинал взят у scivarin в Нирведа


Все, кто были, потерялись где-то.
Час пробьет - окажемся и мы
Там, где дожуют остатки лета
Медленные челюсти зимы.

Виноград нуждается в подпорке.
Прах не помнит, кем он был вчера.
Сивку все укатывают горки.
Твердь шлифуют ливни и ветра.

Раз ты человек - чего же боле?
Размножайся, чти отца и мать.
Тем, кто не успел пожить на воле,
Нечего на зоне вспоминать.

Ближе все становится и гаже.
Вроде жизнь - и все-таки не та.
Посреди прекрасного пейзажа
Персонажа мучит тошнота.

Маков цвет всегда поспеет к маю,
В сентябре пойдем по коноплю.
В целом я природу понимаю,
Потому ее и не люблю.

Это шестое стихотворение из цикла "Неужасающиеся".

Нирведа - отвращение к миру, термин классической индийской философии, означающий определенное устойчивое психическое состояние, необходимое для обретения истинного знания, которое открывает путь к Освобождению.

Под Освобождением (мокша) понимается выход из вселенского потока бытия, подчиненного причинно-следственным закономерностям (самскара) и обретение свободы от какой-либо необходимости. Смерть (мритью) не является таким выходом, это всего лишь один из элементов причинно-следственного ряда, влекущий за собой перерождение, чаще всего беспамятное.
Однако смерть, которая всегда находится рядом, постоянно напоминает живущему о безжалостно уходящем навсегда времени. И это напоминание иногда побуждает его к действиям более сложным, чем удовлетворение примитивных инстинктов.
Поэтому йогины-шиваиты воспринимают прах и тлен в качестве катализатора медитативного состояния, а песочные часы куда правдивее механических и электронных.



Целью человека, занимающегося йогой всерьез, осознанно и последовательно, рано или поздно становится полное изъятие себя из проявленного мира, поскольку свобода в нем недостижима. Но уйти не так просто - для этого надо разорвать тысячи цепей и нитей, связывающих вставшего на путь Освобождения с иллюзорной реальностью самскары. Сделать это помогают понимание - и отвращение.
Такой подход полностью противоположен официальным доктринам христианских церквей, предписывающим восхищаться "творением" и третирующим человека за его несоответствие замыслам "создателя".
Я еще не достиг просветления, и навязчивая религиозная пропаганда, которой явно злоупотребляют (надеюсь, что себе во вред) нынешние власти, признаться, вызывает у меня изрядное раздражение. Наблюдая происходящее вокруг, так и подмывает назвать этого "создателя" мудаком, а его "творение" - мерзостью.
Но философы древней Индии мыслили совершенно иначе, они просто считали блаженные чертоги богов частью проявленного мира и предполагали, что настоящая свобода находится где-то за их пределами.
И были совершенно правы, я думаю.
Отвращение к миру - это только стартовая площадка, это самое начало пути. Главное - успеть собрать свой собственный. И мне совсем не хочется тащить отсюда в свой собственный мир ни злобу, ни ненависть. Разве что немножко иронии.
Tags: Адвайта-веданта, Нирведа, Постхристианская дхарма Запада
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments