Сaementarius Civitas Solis Aeterna (quangel) wrote,
Сaementarius Civitas Solis Aeterna
quangel

Category:

Кожев и конец Гегеля

Оригинал взят у 0neofthese в Кожев и конец Гегеля

Концы сейчас в большой моде. Не успели отпраздновать конец света, как США грозят дефолтом. А не конец света, так конец истории. Уж он-то точно предречён: Гегель + Кожев + Фукуяма не могут ошибаться.

Казалось бы, при чём тут Гегель?

Тем, кто читал Кожева после Гегеля, ничего объяснять не надо: передёргивания Кожева видны на раз. Для меня всё же ценно, что не какой-нибудь реликтовый марксист-ленинист, но декан философского факультета Высшей школы экономики А.М. Руткевич говорит о философии Кожева совершенно справедливо:

«Конечно, от самого Гегеля концепция Кожева отличается. Собственно говоря, один из разделов "Феноменологии духа", который называется у Гегеля "Господин и раб", стал источником всей трактовки "Феноменологии". У Гегеля это один из моментов движения объективного духа (субъективный — объективный — абсолютный дух), не более того. Кроме того, Гегель впоследствии в "Энциклопедии философских наук", в "Философии духа", даже переосмыслил несколько это отношение господина и раба. А вот у Кожева вся интерпретация проходит через диалектику господина и раба».

Но проблема даже не в том, что Кожев целиком концентируется на отдельном фрагменте гегелевской системы. Проблема в том, что он делает это негегелевскими средствами. Рассматривая один из моментов понятия в отрыве от другого, Кожев не видит в этом ошибки. Однако именно в таком одностороннем подходе Гегель усматривал главный недостаток рассудка.

Искусство Гегеля балансировать между противоположностями неизменно восхищает, это неотъемлемая часть его философии. Поэтому «неогегельянство» Кожева стоило бы назвать скорее «недогегельянством» — ведь в отношении к гегелевскому методу оно также составляет не более чем момент.

Может показаться, что там, где побеждает момент — заканчивается целое, где начинается Кожев — заканчивается Гегель. Но дело обстоит несколько иначе. Недаром, по Гегелю, «природа самого конечного в том и состоит, чтобы выходить за себя, отрицать своё отрицание и становиться бесконечным» [«Наука логики», т. I (1937), с.137].

Гегелевский метод есть путь развития духа, который будет пройден, поскольку движение духа бесконечно, поскольку дух хочет и будет двигаться вперёд. Конец Гегеля не в чьей-либо постфилософии. Он в сознании каждого, кто сиюминутно предпочёл покой движению развития.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments