Сaementarius Civitas Solis Aeterna (quangel) wrote,
Сaementarius Civitas Solis Aeterna
quangel

К вопросу о красной метафизике... :) "Съедение Джерри как минимальная жертва"

Оригинал взят у bers37 в Съедение Джерри как минимальная жертва
Оригинал взят у bers37 в Съедение Джерри как минимальная жертва


На днях так получилось, что волею обстоятельств я смотрел мультфильм «Том и Джерри». Одну из старых подборок. Смеха и впрямь порой трудно было сдержать. В общем, умели веселить детишек (да и взрослых) штатовские мультипликаторы.

Потом я задумался. Вспомнил свои впечатления, в том числе и прежние, от этого мультсериала. А также упреки в адрес советских мультипликаторов, что, мол, конфликтная линия нашего мультфильма «Ну, погоди!» содрана как раз с «Тома и Джерри».

При просмотре штатовского мультика мне часто хотелось, чтобы Том все-таки сожрал этого мышонка. Он его часто настигал, часто жизнь Джерри висела на волоске. Но он чудом ускользал и погоня вскоре возобновлялась. А вот наблюдая за погоней нашего Волка за Зайцем, у меня подобного ощущения не возникало. 

И вот почему. Наш Волк бросается догонять Зайца потому что не может не гнаться за ним. Типа как Портос. «Я дерусь – потому что дерусь!» Волка гонит инстинкт. И он, завидев Зайца, тотчас стремится сожрать его. Правда, нередко он зачем-то страшно воздевает лапы и грозно идет на него, оставляя косому последний шанс, которым тот и пользуется.

А вот кот в американском мультике вполне мирный. Спит, ест, гуляет. В общем, ведет себя как ленивый домашний котяра. А вот Джерри – прямо поганец какой-то. Он постоянно гадит коту. Или омрачает ему безмятежную реальность своими выходками (скажем, сбросит сверху на спящего Тома что-нибудь), или всячески выставляет его в некрасивом свете перед хозяевами. Короче, устраивает подставы. В общем, ведет себя откровенно как последняя сволочь. Вероломно, цинично и подло. За его делишки (те же подставы) в приличных компаниях морды бьют. И не удивительно, что у кота временами просыпается желание уничтожить мерзавца. Но гораздо чаще он ведет себя как джентльмен – оставляет серую мразь в живых, зарабатывая тумаки, травмы и разные неприятности от хозяев. При этом нетрудно увидеть, что Том настойчиво стремится начать отношения с Джерри с чистого листа. Но тот настойчиво не желает мира и всячески пакостит, нарушая гармонию окружающей действительности. Самое поразительное, что наш Заяц выступает наоборот проводником гармонии в окружающем мире. И только Волк, как истинный санитар природы, не может примириться с этой гармонией (впрочем, некоторые исключения в сериале Котеночкина все же были). Случалось и Зайцу вести себя неподобающе, но такие эпизоды редки. В целом наши создатели выдерживали общий сюжетный настрой. Исключения же давались в целях показать неоднозначность натур персонажей и демонстрации закона, что крупные личности, даже мультяшно-животные не обладают ровными натурами.

Вот тут и проходит первый водораздел между нашими культовыми мультипликационными лентами. Два мира – два Шапиро.

Наши старались показать (не падайте со стула) правду жизни, пусть даже в таком аллегорическом конфликте как «заяц-волк». У американцев никакой правдой не пахнет. Мышь по собственной воле никогда не будет досаждать коту, она просто боится его изначально. И вообще старается всячески избежать даже минимальных контактов.

Но главное здесь – даже не правде жизни. А в упомянутых «двух Шапиро».

Джерри, затевающий конфликты, скандалы, разрушающий идиллию Тома, не дающий ему спокойной жизни, постоянно оказывается победителем. Он, выражаясь современным языком, собирает все ништяки. А Том, надеющийся обрести покой, то и дело травмирован или обруган. То есть, его настрой не приветствуется в его мире, живущем по заданной идеологической конструкции.

У нас Волк постоянно остается ни с чем, ему остается только потрясать кулаками и восклицать «Ну, погоди!» Авторы мультика дают понять, что твой злобный инстинкт не даст тебе результата. Ведомый им ты не обретешь желаемого. При этом наш Волк, что и говорить, довольно обаятельный персонаж. Дети нередко сочувствуют Волку, жалеют его. Ведь герой Папанова, как ни крути, а персонаж озлобленный в силу обстоятельств, и шанс на исправление ему постоянно дается. Зритель это понимает.

Но главное тут – разумеется, дети. Пусть даже мультфильмы с большим удовольствием смотрят и взрослее, но расчет создателей - прежде всего на них. И здесь проходит второй, основной водораздел – по тем «закладкам» в детское мировоззрение, что дают авторы мультфильмов. О нашей ключевой мысли наших авторов я уже немного сказал. Ребенок должен понять: зло, немотивированная агрессия наказуема. Попутно даются мелкие ненавязчивые послания: курить, сорить, грубить и вообще неприлично вести себя нехорошо.

Американскому ребенку внушают: делай гадости, подставляй, мешай ближнему и ты будешь в дамках. Ты сделаешь правильно. Попутно несмышленыш должен понимать, что никакой гармонии в окружающем мире нет, что есть конкуренция и борьба. А они, юный друг, могут вестись различными (пусть даже сволочными) методами.

Именно эту разницу незадолго до своего ухода из этого мира обозначил папа Римский Иоанн Павел II, который в своих обращениях советовал смотреть советские мультфильмы. Во всяком случае, о его отношении к заокеанской мультипликационной продукции неизвестно.

Надеюсь, вы поняли корни моего желания, что Том сожрал-таки Джерри. Пусть эта жертва в виде маленькой серой дряни пресечет массовые пакости юных почитателей долгосерийного конфликта.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments