Сaementarius Civitas Solis Aeterna (quangel) wrote,
Сaementarius Civitas Solis Aeterna
quangel

Религия и гуманизм


Оригинал взят у vidjnana в Религия и гуманизм
Е.И. Аринин в "Религиоведении" пишет:
"в самом общем плане можно отметить, что религия – это видение мира человечным, или видение за миром начала, «образом и подобием» которого является человек, хотя понятие этой «человечности» очень сильно различается в разных конфессиях (Троица и нирвана), тогда как для науки характерно видение человека «природным», происходящим из бесчеловечных, неантропоморфных, натуралистических, безличных начал".
При этом (подлинная) религиозность отождествляется с гуманизмом, а "гуманизм... - вера в фундаментальное духовное единство человечества, воля к контактам и сознание наличия множества уникальных самобытностей, нередуцируемых друг к другу. Это не «новая религия», но реальные усилия и ответственность за утверждение человечности, даже если речь идет о вашем враге".
Аринин полагает,что такое определение лучше, нежели "вера в сверхъестественное", однако фраза "за миром", собственно, имплицитно его включает ("супранатурализм"), к тому же если остановиться только на человечности, то определение получается слишком широкое, туда придётся включить и философию, и искусство.
Впрочем, через несколько страниц религия уже определяется как "устремленность (и представления) человека к высшей реальности, Бытию, выступающих сегодня как различные формы веры", то есть всё равно посредством дихотомии высшего-низшего, причём одно радикально противостоит другому.
Однако, несмотря на неточность понимания религии посредством "человечности", определённая доля истины тут есть.
Религия проводит границу между естественным и сверхъестественным, но при этом не только само сверхъестественное очеловечивается, но очеловечивается и вся окружающая действительность, перестаёт быть бездушной и равнодушной ("И равнодушная природа Красою вечною сиять"), наделяется свойством сочувствия и сопереживания.
Марксово "сердце бессердечного мира", "дух бездушных порядков" ведь можно и нужно отнести не только к обществу, но и к природе.
(Собственно, законы общества, по Марксу, выступают для человека не менее жёсткой детерминирующей силой, нежели законы природы).
А коли так, в рамках религиозного мировосприятия вполне можно ожидать от одухотворяющих природу сил не только сочувствия, но и помощи, открывается возможность для умилостивления их.
Аринин, как и конфессиональные религиоведы, отделяет религию от магии, религия умилостивляет потусторонние силы, а магия - принуждает их, заклинает.
Это разделение, на мой взгляд, тоже некорректно, поскольку магия вполне вписывается в данное автором определение религии (ибо мир и с точки зрения колдуна живой и антропоморфный, населён человекоподобными духами), но рациональное зерно и тут имеется: отношение колдуна подобно техническому в том плане, что колдун относится к духам без сопереживания, не вступает с ними в личные отношения, а командует ими, как дрессировщик зверями.
Надо, правда, отметить, что данное разделение проходит не между колдунами и жрецами (как считает автор). У жреца формулы и ритуалы умилостивления столь же обезличенны, сколь и у колдуна, (а задабривание богов и унижение перед духами в древних культах встречается не менее часто, нежели их принуждение, а также наказание богов и убийство их в виде идолов), отсюда и "обрядоверие", о коем часто горюют верующие, но тем не менее, "живая вера", личная вера - довольно поздний и индивидуальный продукт религии - от магии, конечно, отличается.
В целом, думаю, полезно трактовать религиозный антропоморфизм не только как перенос на вымышленных религиозных сущностей и существ человеческих свойств, но и как очеловечивание всей окружающей действительности (а аниматизм и анимизм - частные проявления антропоморфизма).
Здесь много от детского сознания, когда мир воспринимался наполненным родительским теплом, не был чуждым, враждебным, принципиально инаковым.
Потребность у определённого (и, очевидно, немалого) количества выросших детей расширить материнское лоно до всего мироздания (как её не трактовать, хоть на уровне философской рефлексии как "гуманизм") вполне можно считать одной из важных психологических детерминант религии.

This entry was originally posted at http://vidjnana.dreamwidth.org/3069.html. Please comment there using OpenID.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments