Сaementarius Civitas Solis Aeterna (quangel) wrote,
Сaementarius Civitas Solis Aeterna
quangel

Утопия – это только начало

Оригинал взят у feurig_zinnober в Утопия – это только начало
kosmizm60673_original

Хорошая новость. Сегодня наконец-то выложили запись первой лекции Анастасии Георгиевны Гачевой, крупнейшего специалиста по русскому космизму. На этой лекции я побывала во время своей недавней поездки в Москву. Узнав, что в Королёве будет проходить такое мероприятие, не могла его не посетить.

Тема более чем вдохновляющая. И было замечательно видеть, как вдохновлена ею сама Гачева, как она ею живет. Вместе с потрясающей образованностью и начитанностью лектора, эта сияющая воодушевленность производила весьма глубокое впечатление. К слову, для Анастасии Георгиевны русский космизм – дело потомственное, семейное. Им занималась и ее мама – Светлана Григорьевна Семенова.

Первая лекция стала вводной, обзорной. А.Г. Гачева Уделила внимание основным фигурам космизма: Н.Ф.Федорову, К.Э.Циолковскому, Н.А.Умову и другим. Охарактеризовала направления в космизме – научное, религиозно-философское и художественное. Коротко задела основные моменты, обсуждавшиеся и развивавшиеся в рамках этих направлений.

Наверное, многим знакомо это чувство: каждый раз, когда заходит речь о чем-то мировоззренчески близком, начинаются какие-то вибрации внутренних струн. Так вот во время этой лекции не просто струны звенели, а целая мелодия выходила. Этот высокий научный и религиозный романтизм, эта ода осмысленности человеческого существования. Причем осмысленности не в узком, практически-бытовом понимании, а самом широком, затрагивающем не только смысл жизни человека, но и смысл существования человечества и мира в целом. Всё это, с одной стороны, завораживало своим высоким полетом, а, с другой – резко бросало оземь в связи с осознанием того, как бесконечно далеки мы от этих прекрасных утопий. Утопий, сводящих в одно целое науку, искусство и человечность. Воспевающих человека как голограмму мира. Мира, менять который он не просто способен, но – должен. Причем любые заминки, торможения на этом пути способны нанести урон и человеку, и окружающей его Вселенной. Высокий антропоцентризм, идея активной эволюции, акцент на любви и солидарности – любовно-творческом единстве, ответственность за себя и за весь мир, проектное развитие, предельный гуманизм, доходящий до идей автотрофного человечества, в конце концов  – эдакий радикальный апокатастасис – возвращение всех умерших к жизни с их духовным обновлением... Ну разве это не восхитительно?

Можно спорить по поводу возможности/невозможности реализации тех или иных мечтаний. Можно саркастично хмыкать по поводу наивности тех или иных представлений о мире, по поводу планов на автотрофность человечества и горячего желания научиться возвращать жизнь умершим. Но нельзя не признать огромного значения предельного, внематериального целеполагания для человека. Прежде всего – русского (почему-то, именно для русского человека это принципиально – об этом хорошо и доходчиво писал Н.А.Бердяев). Невозможно сегодня не признать ценности проектного развития, руководствующегося некоей мечтой, неким идеальным образом.

Я восхищаюсь людьми, способными к такому полету мысли. И да, я понимаю, что в таких полетах обычно катастрофически мало конкретики. Но еще я знаю другое. Что любой внятный проект всегда начинается с утопии. Страстно желая воплощения этой утопии, мы начинаем находить в ней изъяны, задаемся вопросами, проникаемся сомнениями в возможности её реализации – и эта стадия называется практопией. Когда же мы дорабатываем первоначальный образ желаемой реальности, преодолеваем сомнения, находим пути для разрешения накопившихся вопросов – мы переходим к собственно построению Проекта.

Эпоха Модерна стала переходом мира к проектному развитию. Но Модерн, можно сказать, загибается на наших глазах.  А намечающиеся проекты уж больно зловещи, и ни разу не радуют. В свою очередь, чтобы предложить созидательный, развивающий человека проект, необходимо начать с соответствующей созидательной, развивающей человека утопии. И в этом смысле русский космизм является одним из тех источников, из которых можно черпать миропроектное вдохновение. Поэтому не может не радовать, что внезапно под Москвой стартовал такой потрясающий курс публичных лекций. Это хороший знак. Правда, сильно запоздавший.



P.S.: В эту же поездку побывала на выставке «Россия делает сама» московского Политехнического музея (сам музей в настоящее время на реконструкции). Так вот среди интерактивных пособий, дополняющих экспозицию выставки, были очень позитивные фильмы и про Федорова, и про Циолковского, и про Чижевского. Даже про Богданова был фильм (Богданов, правда, не к космистам относится, а к коммунистическим богостроителям, чьи утопии были столь же горячими и вдохновенными). Такое уважение организаторов выставки к этим крупным мыслителям и, все-таки, мечтателям, просто не могло не порадовать.
Tags: Зов Последнего Рима, Сверхмодерн, Технокосмизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments