Сaementarius Civitas Solis Aeterna (quangel) wrote,
Сaementarius Civitas Solis Aeterna
quangel

Categories:

Пробуждение 3. Первая попытка синтеза Разума и Религии. "Культ Верховного Существа".

Оригинал взят у albor_78 в Пробуждение 3


Обсуждая тему взаимоотношений коммунистического движения с религией, мы, конечно же, не можем пройти мимо такой обширной темы, как Великая Французская Революции (ВФР).
Тема ВФР настолько обширна, что, каждый раз погружаясь в нее, неизбежно тонешь в деталях и разного рода подробностях. Во избежание этого рассмотрим мы ее тут как можно более сухо и схематично, стараясь не выпускать из виду нашей главной темы.

Итак, в 1789 году, начавшись с требования Генеральными штатами конституции и ознаменовавшись взятием Бастилии, свершилась революция.
Учредительное собрание провозглашает права человека и начинает работу над конституцией.
Июнь 1791 года - король пытается бежать, что воспринимается народом как измена. Становится известно о его сговоре против революции с иностранными державами.
Сентябрь 1792 - провозглашается Республика.
Январь 1793 года - короля казнят.
Июнь 1793 года - после зачистки уличенных в сговоре с монархистами жирондистов, вся полнота власти концентрируется в руках якобинцев.

Находясь в осаде со стороны окружающих ее монархий, Республика яростно сопротивляется. Приведу цитату из Википедии:

«Все материальные ресурсы стали предметом реквизиции. Фермеры сдавали зерно, корм, шерсть, лен, коноплю, а ремесленники и торговцы — выпускаемую продукцию. Сырье тщательно искали — металл всех видов, церковные колокола, старую бумагу, ветошь и пергамент, травы, хворост и даже пепел для производства калийных солей и каштаны для их перегонки. Все предприятия были переданы в распоряжение нации — леса, рудники, карьеры, печи, горны, кожевенные заводы, фабрики бумаги, фабрики тканей и мастерские по производству обуви. Труд и ценность произведённого подлежали регулированию цен. Никто не имел право спекулировать пока Отечество находилось в опасности. Вооружение вызывало большую обеспокоенность. Уже в сентябре 1793 был дан толчок по созданию национальных мануфактур для военной промышленности — создание фабрики в Париже для производства ружей и личного оружия, гренельский пороховой завод. Особое обращение было сделано ученым. Монж, Вандермонд, Бертолле, Дарсе, Фуркруа усовершенствовали металлургию и производство оружия.»

Жесткими и непреклонными методами якобинцы успешно выводят страну из глубочайшего кризиса, выстраивают экономику мобилизационного типа, в короткие сроки реорганизуют и переоснащают армию, создают новые офицерские школы. И дают отпор интервентам.
Якобинцев часто упрекают в развязывании террора, забывая при этом, что террор был вызван требованием народных масс, в свою очередь панически напуганных иностранной интервенцией и предательством элит.

Почему понадобилась эта краткая историческая справка с перечислением общеизвестных фактов? Дело в том, что Французская революция считается буржуазной. И это так - оспаривать мы это не собираемся. Но по мере поэтапного предательства со стороны элит и радикализации революционного движения, буржуазная повестка дня уходит как минимум на второй план, а то и дальше. Ведущую роль играет лагерь якобинцев, известный своими левыми взглядами.

Но что собственно интересно нам по нашей теме, так это раскол якобинского лагеря на две противоборствующие фракции. И одной из определяющих причин раскола становится отношение этих фракций к религии.

Радикально левая фракция эберистов требует внедрения так называемого «культа Разума». Эберисты атакуют церковь, занимают храмы, принуждают священников отречься от сана, глумятся над святынями и проводят своего рода полукарнавальные мессы с «богинями разума». Фуше, примкнувший к этому лагерю, сверх всего перечисленного ещё и устраивает казни.
В другом лагере якобинцев Робеспьер прекрасно понимает, что если эту вакханалию не остановить, то радикалы очень быстро настроят против революции почти всё в большинстве своем по-прежнему католическое население Франции. После попытки путча со стороны радикалов в марте 1793-го последних казнят. В противовес культу Разума Робеспьер провозглашает «культ Верховного Существа».


Народ Франции признаёт Верховное Существо и бессмертие души

По аналогии с культом Разума культ Верховного Существа трактуется как атеистический и антихристианский. Что касается атеизма, это совершенно не так, ибо сама затея замены культа Разума на культ Верховного Существа строилась на противодействии атеизму. Ведь новый культ провозглашал бессмертие души и верховенство этой самой надчеловеческой Сущности. И это не совсем так, что касается антихристианства. По свидетельству современников католики с радостью восприняли новость о провозглашении культа Верховного Существа. Этот культ, по существу, был направлен на примирение между светскими людьми и людьми верующими.

Было ли провозглашение культа Верховного Существа конъюнктурным решением для зачистки экстремистского сумасбродства? Исследования показали, что базовые принципы «культа» были глубоко созвучны внутренним убеждениям Максимилиана Робеспьера. Робеспьер, в свою очередь, опирался на взгляды Руссо, отвергавшего атеизм эпохи Просвещения. Руссо склонялся к обожествлению природы, но при этом в его концепциях доминировала морально-этическая составляющая. Эти же мировоззренческие основы мы обнаруживаем и у Робеспьера.


Максимилиан Робеспьер (6 мая 1758, Аррас — 28 июля 1794, Париж) – вполне себе светский человек, прекрасно владевший латынью и всем соответствующим культурным багажом своего времени. Вот два небольших отрывка из его речи, которую он произносит 7 мая 1794 года под аплодисменты конвента:

«Общество было бы совершенным, если бы оно сумело создать в себе быстро действующий инстинкт в отношении морали, не ожидая запоздалой помощи суждения, которое заставит его делать добро и избегать зла (…) Таким образом то, что создаёт этот драгоценный инстинкт, или то, что заменяет его, то, что восполняет недостаток власти человека - это религиозное чувство, запечатлевшее в душах идею санкции, данной предписаниям морали силой, стоящей выше человека; поэтому я не думаю, чтобы какой-либо законодатель решился когда-нибудь сделать атеизм национальным воззрением».

«…умирающий Сократ беседует со своими друзьями o бессмертии души; Леонид у Фермопил, ужиная со своими товарищами пo oружию в мoмент сoвершения самoгo герoическoгo замысла, который человеческая добродетель когда-либо породила, приглашает их на другой день на другой банкет, уже в новой жизни. От Сократа до Шoметта и от Леонида до Пер Дюшена далеко. (Аплодируют.) Великий человек, истинный герои слишком уважает самого себя, чтобы ему нравилась идея своего уничтожения; злодей, презренный в своих собственных глазах, отвратительный в глазах другого, чувствует, что природа не может сделать ему лучшего подарка, чем ввергнуть его в небытие. (Аплодируют.)»


*Шометт – один из лидеров эберистов.
* «Пер Дюшен» – сатирическое издание, «Шарли» той эпохи.

Опора на Дух, на безусловное, на надчеловеческое начало - является смысловым ядром идеологического дискурса Робеспьера.
Опыт Робеспьера бесценен. По сути, он являет собой, пожалуй, первую и в своем роде единственную попытку в истории человечества в построении государственной идеологии, которая при этом оставалась бы созвучной и не противоречащей традиционной религии.

Ссылки:
Мишель Кюлома «Светская религия, от Руссо к Робеспьеру»: http://ahrf.revues.org/12385
Жозьян Буляр-Айуб «Робеспьер – Руссо у власти»: http://rousseauassociation.ish-lyon.cnrs.fr/publications/TOC/PL3/PL3-Boulad-Ayoub.pdf
Tags: Культ Зодчего Вселенной, Постхристианская дхарма Запада, Сверхмодерн, Техномистицизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments