Сaementarius Civitas Solis Aeterna (quangel) wrote,
Сaementarius Civitas Solis Aeterna
quangel

Удивительная двойственность

Оригинал взят у feurig_zinnober в Удивительная двойственность

Сэр Томас Мор

Будущее, точнее, представление о будущем, имеет двойственную природу. Эту двойственность чувствовали римляне, которые выразили её в двух латинских словах, использовавшихся для обозначения бущущего: «futurum» и «adventus». «Futurum» подразумевает предсказуемое и планируемое будущее, вытекающее из предшествующих событий. Тогда как слово «adventus» подразумевает прибытие, пришествие, состояние, которое совершенно не обязательно является логическим следствием прошлого, которое формируется и сниспосылается некими высшими силами.

Парадигма будущего, обозначаемая словом «futurum», более характерна для рационального типа мышления, создающего свою картину мира на основе причинно-следственных связей. Тогда как представление о будущем в рамках понятия «adventus» в основном присуще людям с религиозным типом мышления (отсюда название секты "адвентистов", распространенность в накалённо-религиозных кругах ожидания конца света, второго пришествия и пр.).

В русском языке есть подобное разграничение двух представлений, которым соответствуют слова «будущее» и «грядущее». Первое слово содержит неявное указание на «становление» будущего по мере того, как наблюдатель движется вперёд во времени. В свою очередь, содержание слова «грядущее» намекает на движение уже сформированного, определённого и неизбежного будущего на встречу к наблюдателю.

Соответственно, знание о грядущем (об «adventus») может быть получено только извне, посредством вмешательства неких высших сил: в виде пророчества, прорицания. Тогда как знание о будущем («futurum») возможно извлечь с помощью прогнозирования на основе анализа актуальных процессов и явлений. И не просто извлечь знание о будущем, но и сконструировать некую модель будущего, построить, воплотить в жизнь. Отсюда проистекают все виды футуристики: научная фантастика, футурология, проектирование утопий, - а также прогностика, планирование и т.д.

В своих межфакультетных лекциях по философии для студентов МГУ А. Дугин (к которому у меня отношение крайне специфичное, но про Модерн и Постмодерн он рассказывает интересно, хотя и не без пропаганды своих весьма сомнительных взглядов) акцентирует внимание на том, что начало Модерна (Нового времени), с присущими ему рационализацией и секуляризацией, вызвало смену представления о самом времени. Так, раньше, в традиционном обществе, время как бы двигалась "сверху вниз", то есть реальность создавалась Богом, а потом потихоньку нарушалась за счет сил энтропии (иными словами, было представление о "золотом веке", ушедшем в далёкое прошлое). Модерн же принёс обществу новые представления, согласно которым мир развивается, т.е. время движется в восходящем направлении - реальность непрерывно создаётся из настоящего. К сожалению, я не знаю первоисточника этого представления о смене парадигмы времени, и Дугин его не называет, но, на мой взгляд, оно неявно сочетается с вышеупомянутой двойственностью понятия "будущее".

И ведь действительно, время концепции "futurum" приходит вместе с Модерном. И не зря с шестнадцатого века поднимается целая волна социальных утопий. Её началом стала "Утопия" сэра Томаса Мора, за которой последовали работы Кампанеллы, Фурье, Сен-Симона, Кабе, Оуэна и других еврепейских утопистов. Люди впервые начинают чувствовать свою способность влиять на мир, и это вскоре отражается и в литературе, и на практике.

В середине второго тысячелетия в Европе наступают иные времена. Человек начинает расцветать, и, конечно, этот процесс порождает новые, невиданные доселе вызовы.
Tags: Идеологическая сингулярность, Сверхмодерн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments