Сaementarius Civitas Solis Aeterna (quangel) wrote,
Сaementarius Civitas Solis Aeterna
quangel

Не ходите,дети,в Имматериум гулять... :)

Оригинал взят у napoli в Мультфильм "Коралина в стране кошмаров" в перспективе психоанализа и шаманизма
"Коралину" Геймана, наверное, надо смотреть на видео, а не читать, как и всё остальное у него. По мульту я увидела, что бы мне не понравилось в книге (почти всё), но в самом мульте было нормально. К кинематографу, особенно детскому, требования, как правило, ниже, т.к. упор идёт на зрелищность и ограниченный хронометраж. Надеюсь, что Гейману кто-нибудь однажды доходчиво скажет, что с его литературным "талантом" ему скорее сценарии к мультикам надо писать, а не книги.



Мульт был бы проходным, слабой попыткой переписать кэрролловскую "Алису в стране чудес", если бы моё внимание не привлекли шаманские и психоаналитические элементы.

Сюжет там следующий. Мама, папа и дочка переезжают в 3-квартирный старинный дом где-то посреди леса. Мама и папа постоянно сидят за компьютерами и работают, пишут статьи для садовых каталогов, всё время пребывают в мрачном настроении. Коралина предоставлена самой себе. В доме она находит маленькую заложенную кирпичами дверь и в первую же ночь попадает через неё в копию своей квартиры. В этой другой квартире живут очень заботливые и весёлые родители. Соседи, к которым Коралина в этом параллельном мире ходит в гости, тоже намного интереснее, чем в реальной жизни. Для девочки возникает опасность остаться в этом мире насовсем. Более того - её к этому принуждают её "параллельные родители".

Дальше могут быть спойлеры.

Психоаналитические элементы в мульте наверняка были почерпнуты в соответствующей литературе, так что это даже классика:

- Коридор в параллельный мир в виде символического выхода из матки.

- "Параллельные" родители как персонификация того, что девочке не хватает в реальной жизни

- "Параллельная" мать-паучиха, в конце играющая роль злой колдуньи

- "Параллельный" отец, помыкаемый матерью и разъезжающий верхом на гигантской самке богомола

- Друг Зак, который в реальном мире болтает, не переставая, а на той стороне становится немым - тоже отражение подсознательного желания девочки заткнуть ему рот.

- Квест на той стороне по спасению украденных колдуньей настоящих родителей в результате решает семейные проблемы девочки в реальном мире.


Шаманские элементы в современной поп-культуре было проследить интереснее.

- Проникновение на ту сторону через маленькую дверь, за которой во время сна или во время фейри возникает коридор.

- Все признаки мира фейри. На той стороне Коралина находит всё самое красивое и желанное. Всё то, по чему истосковалась душа. Также имеют собственный дух игрушки, музыкальные инструменты и растения.

- Глаза как символ души, Высшего Я. У персонажей параллельного мира вместо глаз пуговицы. Что указывает на то, что они - духи именно этого конкретного мира, воплощения созданных Коралиной образов окружающих её людей (это уже из психоанализа).

- В параллельном мире Коралина обнаруживает души трёх давно пропавших в этой местности детей. Она проходит квест по нахождению их глаз, чтобы они ушли к свету. Символически их глаза предстают в виде мелких круглых предметов, типа мячиков и набалдашника ручки переключения автопередач. Классическая работа психопомпа. Тот факт, что девочка их увидела в созданной именно её душой мире, указывает на наличие у неё шаманского потенциала :-)

- Риск остаться на той стороне, потеряв душу, пришив себе пуговицы вместо глаз. Как тут не вспомнить многочисленные истории и легенды о пропавших детях, которых, говорят, похищали фейри?

- В один из последних визитов, проведя меньше суток на той стороне, Коралина возвращается домой спустя пару недель, судя по протухшим на кухне продуктам. Ещё одна параллель с миром фейри, из которого люди могут возвращаться спустя десятилетия.

- По её возвращении её родители пропали. На той стороне злая колдунья заключила их в стеклянный шар, который надо потрясти, чтобы увидеть, как в нём идёт снег. Коралина напоследок его выкрала с той стороны. В реальном мире этот же шар сам упал с каминной полки и разбился. Тут же в дом входят настоящие родители, как ни в чём не бывало, а волосы и одежда у них в снегу, чего они не замечают. В их мире определённо прошло всего несколько часов, за которые они решали в городе свои проблемы. Жаль, не показали, что стало с продуктами на кухне, т.к. они - хронометр мира, в который вернулась Коралина.

- Две старухи-артистки, живущие в нижней квартире, в параллельном мире дают музыкально-акробатическое представление, и на финальной сцене Коралина видит их в молодости. Тоже признак обострённой интуиции девочки.

- В реальном мире старухи дарят ей фейри-камень (камень с естественным отверстием), при помощи которого она успешно находит предметы с душами пропавших детей.

- Русский старик-циркач, живущий в верхней квартире, определённо заинтересовал бы психиатра. К миру духов он ближе всего. Занимается йогой Делает зарядку на крыше дома, окружил себя мышами, питается только сыром и свеклой. В реальном мире он, не фильтруя то, что говорит, передаёт Коралине предупреждение от мышей не ходить в маленькую дверь.

- Квест на той стороне по спасению украденных колдуньей настоящих родителей в результате решает семейные проблемы девочки в реальном мире. Как по волшебству, её настоящие родители становятся чуть более тем, чего очень хотелось Коралине.

- Местный кот, которого все подкармливают, оказывается единственным, кто проникает в мир фейри целиком. Там он играет роль мудрого проводника и помощника для Коралины.
Tags: Гностическая матрица, Прорыв в Имматериум
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments