Roma Rubrum Ascensio (quangel) wrote,
Roma Rubrum Ascensio
quangel

Нирведа

Оригинал взят у scivarin в Нирведа


Все, кто были, потерялись где-то.
Час пробьет - окажемся и мы
Там, где дожуют остатки лета
Медленные челюсти зимы.

Виноград нуждается в подпорке.
Прах не помнит, кем он был вчера.
Сивку все укатывают горки.
Твердь шлифуют ливни и ветра.

Раз ты человек - чего же боле?
Размножайся, чти отца и мать.
Тем, кто не успел пожить на воле,
Нечего на зоне вспоминать.

Ближе все становится и гаже.
Вроде жизнь - и все-таки не та.
Посреди прекрасного пейзажа
Персонажа мучит тошнота.

Маков цвет всегда поспеет к маю,
В сентябре пойдем по коноплю.
В целом я природу понимаю,
Потому ее и не люблю.

Это шестое стихотворение из цикла "Неужасающиеся".

Нирведа - отвращение к миру, термин классической индийской философии, означающий определенное устойчивое психическое состояние, необходимое для обретения истинного знания, которое открывает путь к Освобождению.

Под Освобождением (мокша) понимается выход из вселенского потока бытия, подчиненного причинно-следственным закономерностям (самскара) и обретение свободы от какой-либо необходимости. Смерть (мритью) не является таким выходом, это всего лишь один из элементов причинно-следственного ряда, влекущий за собой перерождение, чаще всего беспамятное.
Однако смерть, которая всегда находится рядом, постоянно напоминает живущему о безжалостно уходящем навсегда времени. И это напоминание иногда побуждает его к действиям более сложным, чем удовлетворение примитивных инстинктов.
Поэтому йогины-шиваиты воспринимают прах и тлен в качестве катализатора медитативного состояния, а песочные часы куда правдивее механических и электронных.



Целью человека, занимающегося йогой всерьез, осознанно и последовательно, рано или поздно становится полное изъятие себя из проявленного мира, поскольку свобода в нем недостижима. Но уйти не так просто - для этого надо разорвать тысячи цепей и нитей, связывающих вставшего на путь Освобождения с иллюзорной реальностью самскары. Сделать это помогают понимание - и отвращение.
Такой подход полностью противоположен официальным доктринам христианских церквей, предписывающим восхищаться "творением" и третирующим человека за его несоответствие замыслам "создателя".
Я еще не достиг просветления, и навязчивая религиозная пропаганда, которой явно злоупотребляют (надеюсь, что себе во вред) нынешние власти, признаться, вызывает у меня изрядное раздражение. Наблюдая происходящее вокруг, так и подмывает назвать этого "создателя" мудаком, а его "творение" - мерзостью.
Но философы древней Индии мыслили совершенно иначе, они просто считали блаженные чертоги богов частью проявленного мира и предполагали, что настоящая свобода находится где-то за их пределами.
И были совершенно правы, я думаю.
Отвращение к миру - это только стартовая площадка, это самое начало пути. Главное - успеть собрать свой собственный. И мне совсем не хочется тащить отсюда в свой собственный мир ни злобу, ни ненависть. Разве что немножко иронии.
Tags: Адвайта-веданта, Нирведа, Постхристианская дхарма Запада
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments